Потёки

Всем привет! Сегодня пост посвящён навыкам покраски, а точней потёкам. Причины появления потёков. Способы их устранения.

 poteki

Для начала разберёмся, почему при покраске появляются «потёки».

Как показывает практика, многие Маляры боятся появления потёков, поэтому стараются на кромках руку с краскопультом проводить быстрее. Отсюда и маленькое количество лкм. Но как только начинают накладывать такой же слой по толщине как на горизонтальной поверхности, сразу лкм утекает.

 эмалевый потёк

Почему так происходит ?

Есть такое понятие как тиксотропность.

[Тиксотропные жидкости (от греч. ????? — прикосновение и ????? — изменение) — жидкости, в которых при постоянной скорости деформации напряжение сдвига уменьшается во времени.] :)

Своими словами, тиксотропность – это свойство материала становиться более плотным в неподвижном состоянии.

То есть пока лкм вылетает из дюзы краскопульта, он жидкий но как только попадает на изделие и перестаёт шевелиться, становится более плотным и вязким, молекулы лкм становятся более цепкие друг к другу (шевелишь лкм –как вода, престал шевелить, сразу стал как пудинг)

На горизонтальной поверхности всё понятно, нанесли … но на кромках (вертикальных поверхностях) чем толще слой, тем больше вероятность появления потёка. Так вот, чем выше степень тиксотропности в лкм, тем более устойчив лкм к потёкам.

Тиксотропность — это хорошо, но она тоже имеет свои пределы и границы. Слишком большое количество материала на вертикальной поверхности и вуаля...

На кромках не должно быть потёков, но лкм должен быть. Так как это сделать ?

 Как покрасить кромки без потёков ?

Я приведу пример того, что делаю я. Способ проверенный и потёков у меня практически не бывает, За исключением моментов, когда они допустимы (на грунте).

Представим себе, что мы настроили краскопульт, залили, грунт и собрались покрыть полотно двери.

Часто неопытные Маляры начинают покрывать сперва горизонтальную плоскость, а затем кромки …

Что в этом плохого ?

Да ничего плохого, только на горизонтальной плоскости накладываешь слой за слоем, толще и толще можно сделать даже с горкой :), а вот на кромках такое не прокатывает, гравитация, масса тел и всё такое …

Красим плоскость

Как покрасить без потёков ?

Секрета особого нет, но выработав определённую привычку, можно вообще не париться о потёках :)

Прежде чем начинать наносить лакокрасочный материал на горизонтальную плоскость, нужно начать с кромок.

Начинаем красиь с кромок

 Увеличить давление воздуха, уменьшить подачу материала и по кругу накидывать слой за слоем. Накидываю тонкие слои, мокрый по мокрому, но в большИх количествах, тем самым стараясь нарастить хотя бы 50% от будущей плёнки на горизонтальной поверхности.

Затем целиком обливаю горизонтальную поверхность с заодно и кромками …

Не спорю, это покажется долго, приходится походить вокруг изделия, НО!  поверьте когда войдёт в привычку (считаю, всё что хорошо – должно входить в привычку !) всё будет гораздо радужней :smile:  быстро и не обременительно.

 

А что делать если потёки всё таки есть ? – убирать ! :)

Как убрать потёки ?

Я знаю несколько способов как их убрать.

1. Пока лкм только нанесён, вытереть  (пальцем, либо ещё чем…) если такое применимо в данной ситуации …

2. Сошлифовать . Берём брусок, оборачиваем его в шлифовальную шкурку (почему лучше поступать так, а не шлифовальной губкой, я описывал в статье по этой ссылке ) сошлифовываем.Сошлифовываем потёк бруском Либо берём шлиф.машину и сошлифовываем ей (принцип тот же , что и бруском)

Сошифовываем потёк шлифмашиной

В особых местах, нужен всегда особый подход. Допустим карниз с фрезеровкой

Шлифуем радиус Допустим материал утёк в радиусе…

Приспасоба для шлифовки радиуса Заварачиваем в шлифовальную шкурку Шлифуем радиус

Для того что бы сохранить правильный радиус, нужно придумать приспасобу. Я нашел старую, деревянную рукоятку от швабры, отпилил от неё кусок и использовал его …

Бывает так что можно не заметить что лкм утёк и пропустить во время подготовки изделия к финишному покрытию …

Потёки иногда сложно найти, если сразу начать шлифовать мягкими шлиф.губками… Прошлись губкой — поверхность стала матовой, ГЛАДКОЙ, но потёк то остался, губка повторила его и он тоже стал матовым и гладким :)

Поэтому нужно взять что то жёсткое, НО только не шлиф.губку!

На фото ниже я специально на белый грунт напылил чёрную морилку, что бы было лучше видно. Я слегка прошелся по поверхности шлифовальной машинкой и сразу обнаружил потёк … :)

Сразу обнаружил потёк

Ещё способ – это сциклевать.

Что такое цикля ? цикля – это ручной инструмент, стальная пластинка c заточенной кромкой для зачистки поверхностей

Как кто то мне говорил (кто то из Маляров) “у каждого Маляра в кармане должна быть своя специальная, любимая цикля !” :)

Вот таким циклями я пользовался :

1 2 3 4

5

В общем они бывают разными…

В место цикли можно использовать лезвие от канцелярского ножа. Но внимание новичков !!! та сторона, которая острая, которой режут… не годится ! используйте лучше тыльную сторону … важно на сколько цикля остро заточена, но заточена не как нож или меч, а как коньки !

Канцелярский нож как цикля

Как ей убирать потёки ? да очень просто. Высохшие наплывы просто стёсывайте пока не уберёте…

Сциклёвываем потёк

Ну вроде бы всё что хотел Вам поведать …

Подведём итог :

  • Есть тиксотропность, благодаря которой уменьшается степень риска допустить потёк…
  • Можно научиться красить без потёков, начиная отделку с кромок, “накидывая” постепенно слои.
  • Можно и нужно научиться выявлять и убирать потёки.
  • Есть ряд способов из устранения… брусок, шлифмашина, цикля…

Хочу сразу заявить, что выше изложенное отнюдь не панацея ! и возможно кто то сделает всё грамотно и быстро какими то другими способами :) Но я привёл примеры того что опробовал на своём опыте … если у кого то есть дополнения, либо отличающиеся от моих способы … делитесь …

Как Вам моя статья ?

Как обычно по традиции рекомендую подписаться на новости моего блога, что бы не пропускать свежие статьи.

С уважением Василий

28 комментариев:

  1. Максим

    ОООчень правильная статья! Проблема потеков сохряняется, а избежать их не всегда удается. Согласен с Василием, я тоже накладываю на кромку три...четыре небольших слоя. Что касается покраски вертикальных изделий(например стул), есть специальные эмали и лаки(саерлак) с повышенной тиксотропностью, что обеспечивает снижение потеков!

  2. Дмитрий

    Статья отличная, насчет канцелярского ножа прямо в точку, раз попробывал острой стороной чуть дверь не испортил. А как насчет протиров до дерева, ведь такое тоже бывает в редких правда случаях????

  3. Василий

    Рад что Вам понравилась статья :) по поводу протиров тоже есть соображения, уже сожусь писать пост. :idea:

  4. Вась! А ты никогда не пользовался специальными станками для удаления потёков? Есть такая фишка у буржуев. Мне дарили как то автомобилисты, но я её благополучно потеряла и :?: так и не попробовала. А они хвалили...

    • Василий

      :-| я даже не задумывался,ч то она вообще существует :) а как она выглядит и какой принцип работы ?

  5. Отличная статья, про цикли не знал, вообще много нюансов таких ты написал, Василий, про шлифовку, отделку кромок, очень полезная статья, спасибо!

  6. Вась, напоминае станок для бритья,только ручка в другую сторону. Я даже где то в нете видела,На плоскости где лезвие — пара липких как бы ленточек.

  7. я делаю всё точно так же, до всего доходил сам, все долгие 10 лет. очень рад что нашёл вас. теперь есть с кем посоветоваться, поделиться и поучиться. спасибо

    • Василий

      Спасибо Олег за отзыв. Рад что Вам нравится сайт. Вместе будем его развивать. Почаще заходите, всегда рад хорошим людям ! :arrow:

  8. Спасибо! Информация оказалась мне очень полезной!!! Теперь осталось только попробовать на практике!!!

  9. Андрей

    Здравствуйте Василий, и все кому интересно малярное дело.Много интересного и полезного нахожу для себя на вашем сайте.Я новичок, работаю с августа 2012, и многое приходится познавать в одиночку :?: .Благо дело что есть интернет в природе.Спасибо и Вам за сайт :twisted:

    • Василий

      Андрей привет! Если возникнут вопросы, пишите в комментариях, постараемся помочь, чем сможем ... :arrow:

      • Наталья Наталья Я

        Василий,здравствуйте!Расскажите,пожалуйста,как Вы красите двери с обычным обкладом и двери с обкладом типа *греческого*--С карнизом в верхней части.Как не оставить светлые полосы в проблемных зонах?Гребни филёнок тонируются до сборки,а *отбой* остаётся на карнизах!

    • Я думаю, что блог полезен не только тем, кто работает маляром. А прежде всего любителям. Которые красят дома сами.

  10. Наталья,красьте в несколько проходов-разбавьте краситель или убавьте подачу.4 прохода с четырех сторон и все неровности прокрашены.

    Дольше?Не знаю... Скорее качественнее

  11. Наташ!

    При покраске морилкой проблемных мест — самое главное как здесь сказали — убрать давление. Что бы морилка не отбивалась от поверхности, а ложилась.

    Просто советами здесь не помочь, вам нужна практика и собственный опыт.

    Пробуйте, пусть она как бы мягко льётся, а не тупо вылетая из дюзы разбивается, отражением давая белые полосы.

  12. Наталья Наталья Я

    Костя и Конди! Спасибо! Вы своими подсказками подтвердили,что я крашу правильно--по-Вашему!Просто я по-началу пробовала разные методы покраски,т.к.подсказать было некому!Остановилась на перекрёстной разбавленной покраске низким давлением,но сомневалась,а Вы развеяли сомнения,и я Вам благодарна!Очень ценно то,что Ваши советы---без выпендрёжной поучительности! Я Вам желаю удачи во всех делах!Спасибо!

  13. Да-как-приятно!!!

    По теме:

    Выработал привычку проходить торцы по кругу,потом плоскость,и еще раз торцы.

    Подтёков и натёков гораздо меньше и слой гораздо толще.Работа такая — шлифую-полирую не я,поэтому нужен слой наверняка.

    Первые проходы по торцам не просто «смочить»,а раза два-три(какая толщина детали),чтоб ПОЧТИ потекло,за время проходов по пласти торцы успевают подтянуться и еще от трёх до пяти раз по торцам.

    Ещё помогает способ «по-сырому» минут через ...надцать,если по три прохода на торец много.

    Ещё поделюсь.При высоких торцах(от 4см.) прохожу снизу вверх,так чтобы каждый последующий слой «падал-стекал» на предыдущий нижний.Надеюсь понятно.И пости никогда не «бью» пистолетом под 90 градусов в торец,будь то морилка или иной ЛКМ.Так отбоя меньше от стола на низ детали

  14. Отличная статья,узнал как хорошо без потеков работать)Спасибо :twisted:

  15. Максим! ты когда закончишь школу — будешь все-все знать про покраску...

  16. удаление потеков остается одной из основных проблем при покраске

  17. Колян-Витькович

    Василий

    Спасибо за очень полезную статью :twisted:

  18. Жду ваших новых статей!

  19. дмитрий

    Пожалуй добавлю еще одну важную вещь о которой не указанно . это подтеки которые появляются от воздушного давления с поверхности . Под давлением воздуха эмаль может вытиснутся на кромки ,причем не обязательно когла оно должно быть большим , достаточно иметь чуть закругленный угол переходящий в кромку и все подтек обеспечен.В таком случае я не допускаю выброса материала за кромку ,не дохожу до края один проход обхожу и с другой стороны задуваю.

  20. здравствуйте!..я недавно начал работать с полиэфиром ( Eskim ) и честно говоря пока ничего не получается...во первых текучесть ужасная а приходится работать с вертикальными поверхностями...убирая подтеки практически снимаю слой лака при этом...подскажите как нанести более толстый слой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

no good for-you Hello Chi Chi :wink: :twisted: :roll: :oops: :mrgreen: :lol: :idea: :evil: :cry: :arrow: :?: :-| :-x :-o :-P :-D :-? :) :( :!: 8-O 8)

Загрузите своё изображение .... (ТОЛЬКО В ФОРМАТЕ JPEG !!!)