Всем привет! Сегодня пост посвящён навыкам покраски, а точней потёкам. Причины появления потёков. Способы их устранения.
Для начала разберёмся, почему при покраске появляются «потёки».
Как показывает практика, многие Маляры боятся появления потёков, поэтому стараются на кромках руку с краскопультом проводить быстрее. Отсюда и маленькое количество лкм. Но как только начинают накладывать такой же слой по толщине как на горизонтальной поверхности, сразу лкм утекает.
Почему так происходит ?
Есть такое понятие как тиксотропность.
[Тиксотропные жидкости (от греч. ????? — прикосновение и ????? — изменение) — жидкости, в которых при постоянной скорости деформации напряжение сдвига уменьшается во времени.]
Своими словами, тиксотропность – это свойство материала становиться более плотным в неподвижном состоянии.
То есть пока лкм вылетает из дюзы краскопульта, он жидкий но как только попадает на изделие и перестаёт шевелиться, становится более плотным и вязким, молекулы лкм становятся более цепкие друг к другу (шевелишь лкм –как вода, престал шевелить, сразу стал как пудинг)
На горизонтальной поверхности всё понятно, нанесли … но на кромках (вертикальных поверхностях) чем толще слой, тем больше вероятность появления потёка. Так вот, чем выше степень тиксотропности в лкм, тем более устойчив лкм к потёкам.
Тиксотропность — это хорошо, но она тоже имеет свои пределы и границы. Слишком большое количество материала на вертикальной поверхности и вуаля...
На кромках не должно быть потёков, но лкм должен быть. Так как это сделать ?
Как покрасить кромки без потёков ?
Я приведу пример того, что делаю я. Способ проверенный и потёков у меня практически не бывает, За исключением моментов, когда они допустимы (на грунте).
Представим себе, что мы настроили краскопульт, залили, грунт и собрались покрыть полотно двери.
Часто неопытные Маляры начинают покрывать сперва горизонтальную плоскость, а затем кромки …
Что в этом плохого ?
Да ничего плохого, только на горизонтальной плоскости накладываешь слой за слоем, толще и толще можно сделать даже с горкой :), а вот на кромках такое не прокатывает, гравитация, масса тел и всё такое …
Как покрасить без потёков ?
Секрета особого нет, но выработав определённую привычку, можно вообще не париться о потёках
Прежде чем начинать наносить лакокрасочный материал на горизонтальную плоскость, нужно начать с кромок.
Увеличить давление воздуха, уменьшить подачу материала и по кругу накидывать слой за слоем. Накидываю тонкие слои, мокрый по мокрому, но в большИх количествах, тем самым стараясь нарастить хотя бы 50% от будущей плёнки на горизонтальной поверхности.
Затем целиком обливаю горизонтальную поверхность с заодно и кромками …
Не спорю, это покажется долго, приходится походить вокруг изделия, НО! поверьте когда войдёт в привычку (считаю, всё что хорошо – должно входить в привычку !) всё будет гораздо радужней :smile: быстро и не обременительно.
А что делать если потёки всё таки есть ? – убирать !
Как убрать потёки ?
Я знаю несколько способов как их убрать.
1. Пока лкм только нанесён, вытереть (пальцем, либо ещё чем…) если такое применимо в данной ситуации …
2. Сошлифовать . Берём брусок, оборачиваем его в шлифовальную шкурку (почему лучше поступать так, а не шлифовальной губкой, я описывал в статье по этой ссылке ) сошлифовываем. Либо берём шлиф.машину и сошлифовываем ей (принцип тот же , что и бруском)
В особых местах, нужен всегда особый подход. Допустим карниз с фрезеровкой
Допустим материал утёк в радиусе…
Для того что бы сохранить правильный радиус, нужно придумать приспасобу. Я нашел старую, деревянную рукоятку от швабры, отпилил от неё кусок и использовал его …
Бывает так что можно не заметить что лкм утёк и пропустить во время подготовки изделия к финишному покрытию …
Потёки иногда сложно найти, если сразу начать шлифовать мягкими шлиф.губками… Прошлись губкой — поверхность стала матовой, ГЛАДКОЙ, но потёк то остался, губка повторила его и он тоже стал матовым и гладким
Поэтому нужно взять что то жёсткое, НО только не шлиф.губку!
На фото ниже я специально на белый грунт напылил чёрную морилку, что бы было лучше видно. Я слегка прошелся по поверхности шлифовальной машинкой и сразу обнаружил потёк …
Ещё способ – это сциклевать.
Что такое цикля ? цикля – это ручной инструмент, стальная пластинка c заточенной кромкой для зачистки поверхностей
Как кто то мне говорил (кто то из Маляров) “у каждого Маляра в кармане должна быть своя специальная, любимая цикля !”
Вот таким циклями я пользовался :
В общем они бывают разными…
В место цикли можно использовать лезвие от канцелярского ножа. Но внимание новичков !!! та сторона, которая острая, которой режут… не годится ! используйте лучше тыльную сторону … важно на сколько цикля остро заточена, но заточена не как нож или меч, а как коньки !
Как ей убирать потёки ? да очень просто. Высохшие наплывы просто стёсывайте пока не уберёте…
Ну вроде бы всё что хотел Вам поведать …
Подведём итог :
- Есть тиксотропность, благодаря которой уменьшается степень риска допустить потёк…
- Можно научиться красить без потёков, начиная отделку с кромок, “накидывая” постепенно слои.
- Можно и нужно научиться выявлять и убирать потёки.
- Есть ряд способов из устранения… брусок, шлифмашина, цикля…
Хочу сразу заявить, что выше изложенное отнюдь не панацея ! и возможно кто то сделает всё грамотно и быстро какими то другими способами Но я привёл примеры того что опробовал на своём опыте … если у кого то есть дополнения, либо отличающиеся от моих способы … делитесь …
Как Вам моя статья ?
Как обычно по традиции рекомендую подписаться на новости моего блога, что бы не пропускать свежие статьи.
С уважением Василий
ОООчень правильная статья! Проблема потеков сохряняется, а избежать их не всегда удается. Согласен с Василием, я тоже накладываю на кромку три...четыре небольших слоя. Что касается покраски вертикальных изделий(например стул), есть специальные эмали и лаки(саерлак) с повышенной тиксотропностью, что обеспечивает снижение потеков!
Узнала про лак с повышенной тиксотропностью. Летом думаю про окна и двери. Поэтому внимательно читаю и учусь.
Статья отличная, насчет канцелярского ножа прямо в точку, раз попробывал острой стороной чуть дверь не испортил. А как насчет протиров до дерева, ведь такое тоже бывает в редких правда случаях????
Рад что Вам понравилась статья по поводу протиров тоже есть соображения, уже сожусь писать пост.
Хочу к вам обратиться по окраске дверей
Вась! А ты никогда не пользовался специальными станками для удаления потёков? Есть такая фишка у буржуев. Мне дарили как то автомобилисты, но я её благополучно потеряла и так и не попробовала. А они хвалили...
я даже не задумывался,ч то она вообще существует а как она выглядит и какой принцип работы ?
Отличная статья, про цикли не знал, вообще много нюансов таких ты написал, Василий, про шлифовку, отделку кромок, очень полезная статья, спасибо!
Вась, напоминае станок для бритья,только ручка в другую сторону. Я даже где то в нете видела,На плоскости где лезвие — пара липких как бы ленточек.
я делаю всё точно так же, до всего доходил сам, все долгие 10 лет. очень рад что нашёл вас. теперь есть с кем посоветоваться, поделиться и поучиться. спасибо
Спасибо Олег за отзыв. Рад что Вам нравится сайт. Вместе будем его развивать. Почаще заходите, всегда рад хорошим людям !
Спасибо! Информация оказалась мне очень полезной!!! Теперь осталось только попробовать на практике!!!
Здравствуйте Василий, и все кому интересно малярное дело.Много интересного и полезного нахожу для себя на вашем сайте.Я новичок, работаю с августа 2012, и многое приходится познавать в одиночку .Благо дело что есть интернет в природе.Спасибо и Вам за сайт
Андрей привет! Если возникнут вопросы, пишите в комментариях, постараемся помочь, чем сможем ...
Василий,здравствуйте!Расскажите,пожалуйста,как Вы красите двери с обычным обкладом и двери с обкладом типа *греческого*--С карнизом в верхней части.Как не оставить светлые полосы в проблемных зонах?Гребни филёнок тонируются до сборки,а *отбой* остаётся на карнизах!
Я думаю, что блог полезен не только тем, кто работает маляром. А прежде всего любителям. Которые красят дома сами.
Наталья,красьте в несколько проходов-разбавьте краситель или убавьте подачу.4 прохода с четырех сторон и все неровности прокрашены.
Дольше?Не знаю... Скорее качественнее
Наташ!
При покраске морилкой проблемных мест — самое главное как здесь сказали — убрать давление. Что бы морилка не отбивалась от поверхности, а ложилась.
Просто советами здесь не помочь, вам нужна практика и собственный опыт.
Пробуйте, пусть она как бы мягко льётся, а не тупо вылетая из дюзы разбивается, отражением давая белые полосы.
Костя и Конди! Спасибо! Вы своими подсказками подтвердили,что я крашу правильно--по-Вашему!Просто я по-началу пробовала разные методы покраски,т.к.подсказать было некому!Остановилась на перекрёстной разбавленной покраске низким давлением,но сомневалась,а Вы развеяли сомнения,и я Вам благодарна!Очень ценно то,что Ваши советы---без выпендрёжной поучительности! Я Вам желаю удачи во всех делах!Спасибо!
Да-как-приятно!!!
По теме:
Выработал привычку проходить торцы по кругу,потом плоскость,и еще раз торцы.
Подтёков и натёков гораздо меньше и слой гораздо толще.Работа такая — шлифую-полирую не я,поэтому нужен слой наверняка.
Первые проходы по торцам не просто «смочить»,а раза два-три(какая толщина детали),чтоб ПОЧТИ потекло,за время проходов по пласти торцы успевают подтянуться и еще от трёх до пяти раз по торцам.
Ещё помогает способ «по-сырому» минут через ...надцать,если по три прохода на торец много.
Ещё поделюсь.При высоких торцах(от 4см.) прохожу снизу вверх,так чтобы каждый последующий слой «падал-стекал» на предыдущий нижний.Надеюсь понятно.И пости никогда не «бью» пистолетом под 90 градусов в торец,будь то морилка или иной ЛКМ.Так отбоя меньше от стола на низ детали
Отличная статья,узнал как хорошо без потеков работать)Спасибо
Максим! ты когда закончишь школу — будешь все-все знать про покраску...
Хорошо бы...я очень не против
удаление потеков остается одной из основных проблем при покраске
Василий
Спасибо за очень полезную статью
Я рад, что Вам понравилось!
Жду ваших новых статей!
Пожалуй добавлю еще одну важную вещь о которой не указанно . это подтеки которые появляются от воздушного давления с поверхности . Под давлением воздуха эмаль может вытиснутся на кромки ,причем не обязательно когла оно должно быть большим , достаточно иметь чуть закругленный угол переходящий в кромку и все подтек обеспечен.В таком случае я не допускаю выброса материала за кромку ,не дохожу до края один проход обхожу и с другой стороны задуваю.
здравствуйте!..я недавно начал работать с полиэфиром ( Eskim ) и честно говоря пока ничего не получается...во первых текучесть ужасная а приходится работать с вертикальными поверхностями...убирая подтеки практически снимаю слой лака при этом...подскажите как нанести более толстый слой